Site Loader
85310 Mediteranska 8, Budva, Dalmatia (Montenegro)
SW SIBERIA ATLAS
85310 Mediteranska 8, Budva, Dalmatia (Montenegro)

Выше представлена карта российского Черноземья (и ещё нескольких соседних областей) с некоторыми статистическими данными на 2005-й год (это легко обновляется). Но разговор тут не о статистике, а о представлении данных как таковых и о умении выстроить соседский контекст. Вообще эта карта, если обратить внимание на чуть более подробное отображение Орловской области, была подготовлена для отчёта на одну из площадок в Орле. Большинство аналитиков, повествуя о некотором городе или области, обычно обходятся их административным картами. Границы Свердловской например области со всех сторон обступает белая неведомая пустота, но зато внутри контура имеется интересующий людей город: “Ага, вот он – в левом нижнем углу!” Также любимы карты РФ с двумя точками – Москвой и городом исследования. Должен же заказчик знать в какую сторону от Москвы и сколь далеко (“тут рядом”, “далековато” или “на другом конце страны”) размещён город его бизнес-интересов. Базовые статистические данные на таких картах не отмечены вовсе – они даются особо, в виде отвлечённых таблиц, ценность которых также условна – для информации.

Представленная карта – это попытка быть чуть более информативным аналитиком, который умеет организовывать базовые сведения в наглядной и подталкивающей к умозаключениям форме. Итак, клиента интересует Орёл. То, что это город небольшой, он знает и сам. Приводить в очередной раз данные о населении городка не очень осмысленно. Лучше дать понять много это или мало на фоне соседей. Поэтому на карте отражены все близлежащие областные центры, о которых сообщено, сколько и в них живёт людей. Крупные города – главный интерес девелоперов, ритейлеров и вообще большинства бизнесменов, обращающихся к аналитикам. Но, кроме всего прочего, крупные города – узлы территорий, покупатели, к примеру, приезжают в них и из окрестных малых городов и из сельской местности. Российские миллионники (или важные миллионные агломерации) чаще всего расположены в крупных регионах: в Свердловской области (Екатеринбург) и Башкирии (Уфа) – более 4 млн. жителей, в Челябинской и Самарской областях – более 3 млн., как и в Татарстане (Казань). На Северном Кавказе нас встречают четырёхмиллионная Ростовская область и вовсе пятимиллионный Краснодарский край (именно плотно заселённой округе обязан своей популярностью у девелоперов 750-тысячный Краснодар).

Кроме того, крупные города служат также в качестве распределительных центров, поэтому уже для операторов складов бывает важно – много или мало людей живёт вокруг, есть поблизости другие крупные города или нет. Поэтому на карте отображены и жители как Орловской области, так и соседних регионов, а также все города, подчинённые Орлу, плюс пара важных городков, подчинённых соседям. Чтобы информация о второстепенных городах не забивала карту они даны мелким шрифтом, данные же о населении областей представлены цветовым фоном. Это тоже второстепенная информация, ради неё можно один раз залезть в легенду, с другой стороны, насыщенность фона делает интуитивно доступным различие между пятнами, где людей много, и местами, где их мало. Чтобы читателю не пришлось всякий раз вычитать из общего населения области жителей областного центра, мы это сделали за читателя сами и показываем, сколько в области людей, кроме тех, что уже отмечены возле кружков крупных городов (т.е. сколько к вам потенциально может приехать потребителей кроме собственно горожан). Не менее важно благосостояние жителей. Очень хорошо оно отражается даже не в цифрах месячных доходов, а в показателе оборота розничной торговли – люди могут быть богатыми, но покупать по каким-то причинам мало. Для данной карты был важен не столько относительный показатель (большинство областей Черноземья бедноваты), сколько общий размер “торгового пирога”, потому в рамочке указан оборот общий, а не душевой. Таким образом можно оценить и показатели интересующего города на общем фоне и вообще провести некий сравнительный анализ того, насколько адекватно выбрана точка приложения инвестиций. Наконец, бывает польза от нанесения на карту транспортной сети (особенно если речь идёт о перспективном складском использовании) и указания главного транспортного и экономического узла территории. Для Черноземья со времён его освоения это Москва, в связи с чем (а не от особого великомосковского шовинизма заказчиков) она и указана на карте.

Post Author: admin

Leave a Reply