Site Loader
Атлас ЮЗ Сибири
625000 Тюмень, ул. Спасская 21
625000 Тюмень, ул. Спасская 21

28 марта 2012 года ЗАО «Москва-Макдоналдс» заключило договор коммерческой концессии с ООО «Развитие РОСТ» — компанией принадлежащей основателю и бывшему владельцу сети ресторанов быстрого питания «Ростик’c» Ростиславу Ордовскому-Танаевскому Бланко — сроком до 15 апреля 2032. Концессия состоит в праве открытия точек McDonald’s на железнодорожных вокзалах и в аэропортах Москвы и Санкт-Петербурга — сообщили сегодня, 30 марта, новостные ресурсы, принадлежащие холдингу РБК. Данный договор характеризуется как факт первого франчайзингового соглашения McDonald’s в РФ. Также сообщается и о концессии на основные товарные знаки, которыми владеет ЗАО.

Официальные комментарии при этом предоставлены не были. На сайте McDonald’s в разделе «о франчайзинге» на данный момент указано:
«Компания Макдоналдс не осуществляет продажу франшиз на территории РФ. Любые предложения, связанные с продажей франшиз компании, осуществляются без одобрения компании Макдоналдс. Компания Макдоналдс не несет ответственность за действия третьих лиц по рекламе и продаже прав на франшизу.»
Однако материалы РБК излагают рыночные слухи о возможности появления франчайзинговых McDonald’s в Новосибирске, Томске и Барнауле.

Если изложенные сведения верны, то можно говорить о первом за более чем 20-летнюю историю McDonald’s в РСФСР/РФ серьёзном изменении политики развития сети. В 1990-х годах казалось, что «западная цивилизация» в лице известного клоуна с гамбургерами доступна лишь жителям столиц и особо близких к ним городов. И это было логично и почти что справедливо — такова была структура всей страны — какая-то сравнительно современная экономика ютилась лишь Москве. Так называемые «регионы» представляли собой лежащие в руинах остовы советской индустриальной экономики, за контроль над которыми сражались красные директора и бандиты. В 2000-х посиневшие директора и покрасневшие бандиты научились копировать некоторые элементы потребительской экономики западного типа и понесли эти «цветы цивилизации» в регионы. На рынке fast food это выразилось в появлении как доморощенных клонов McDonald’s, так и собственных оригинальных разработок вроде «Крошки-картошки» или многочисленных блинных. Точки быстрого питания росли как грибы после дождя сначала в миллионных городах, затем в 500-тысячных, сейчас они добрались и до 100-тысячников. Впереди, можно сказать, на белом коне, была компания выпускника церковно-приходской школы города Каракаса Ордовского-Танаевского Бланко.

Удивляло только одно — полное отсутствие реакции McDonald’s на бурное расширение рынка и отсутствие каких-либо значимых подвижек в политике развития. Ни франчайзинга, ни больших инвестиций, ни «кавалерийских наскоков» на крупные города. Потом стало ясно, что компания, которая, кажется, должна открывать новый ресторан каждые 4 часа по всему миру (в основном в США), просто никогда не переоценивала инвестиционной привлекательности России. Да, пользуясь невиданным имиджевым капиталом, накопленным ещё с конца 1980-х, можно было к 2000-му году сесть в каждый крупный город страны и уничтожить всех конкурентов ещё до появления идей об их создании. Но, видимо, американского гамбургерного гиганта интересуют не столько планы коварного захвата РФ или возможности быстро и вроде бы много заработать, сколько эффективность и долгосрочная отдача инвестиций, низкорисковая стратегия, низкие налоги, снижение издержек ещё на этапе первоначального появления сети в стране. В подобном ракурсе McDonald’s и молодые российские сети, в том числе и «Ростик’c», напоминают старого и молодого быков из известного анекдота. Последовавшая в конце 2000-х продажа молодого бычка другому опытному гиганту американского происхождения — Kentucky Fried Chiken лишь подтверждает эту аналогию.

Что же вдруг случилось с McDonald’s или с российским потребительским рынком, что компания готова менять стратегию поведения на нём, впервые за 20 с лишним лет? Видимо, речь о том, что появившиеся за последние 2 года в РФ глобальные конкуренты McDonald’s — Burger King и Wendy’s взволновали первого куда больше, чем многочисленные доморощенные конкуренты. Возможно, что в свете глобальной рецессии не то, чтобы инвестиционная привлекательность РФ вдруг выросла, но поднялась ценность российского рядового потребителя — это, на наш взгляд очень даже может быть.

Post Author: admin

Добавить комментарий